21:11 7 ВЕЛИКИХ ПОЛОТЕН НИКОЛАЯ ГЕ |
Русский художник с французскими корнями Николай Ге всю свою жизнь наполнил проповедью духовной красоты. Его последние работы необычайно взволнованны, пронизаны эмоциональностью, искренностью и духовностью. В день его смерти предлагаем вспомнить 7 великих полотен живописца. 1
Он мог бы стать математиком, но страстное желание творить оказалось
сильнее. После двух лет обучения на математическом отделении
философского факультета Петербургского университета, Николай Ге в 1850
году поступает в петербургскую Академию художеств. Время обучения
пришлось на последние мрачные годы правления Николая I. Студентам
приписывалось четкое следование канонам классицизма и его главным темам:
мифологическим сюжетам и античным героям. Молодой Ге решает, что если
следовать, то за лучшим. В те годы для многих в Академии образцом для
подражания был Карл Брюллов, не исключением стал и Николай,
восхищавшийся автором «Помпеи». 2
После окончания Академии, Николай Ге, пытаясь освободиться «от духоты»
застывшей в ожидании страны и не дожидаясь выдачи финансовых дотаций на
стажировку, уезжает вместе с молодой женой в Италию. Результатом попыток
создать отчетное, программное полотно Ге становится создание большого
количества эскизов, однако ни один из замыслов не воплощается в жизнь. В
счастливой семейной жизни пролетают несколько лет, а отчитаться перед
Академией по-прежнему нечем. Ге много читает, работает и ни на один день
не останавливается в поиске идей для своей первого великого полотна. И
вот однажды тема сама находит художника. 3 Новую работу художника «Вестники Воскресения» в России никто не понял и не признал. Ее отказались принимать на выставку в Академии художеств. Выставленная в художественном клубе друзей, картина также не имела успеха. Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду». И в Петербурге, и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными. Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд. Только спустя годы публика дорастет до понимания сюжета, в дни же, когда Ге вернулся из солнечной Италии в серый Петербург и так нуждался в поддержке, публика осталась равнодушна. 4
После серии полотен на историческую тему, расстроенный непониманием
своего творчества и резкой критикой, разуверившийся в своем таланте
мастер покидает в 1875 году Петербург и поселяется в Черниговской
губернии. Он коренным образом меняет жизнь: сооружает необычную
мастерскую с системой зеркал, осваивает печное дело и начинает класть
печи, изредка для заработка пишет портреты соседей. Знакомство в 1862
году с Львом Толстым становится судьбоносным для Ге: он понимает, что не
одинок в поисках идеала, отчетливо видит, что творчество может служить
самой жизни. Художник возвращается к работе на качественно новом уровне. 5 «ХРИСТОС В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ» (1869-1880) Ге с новыми силами обращается к евангельским темам – его полотна звучат теперь как страстные проповеди. Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа. Все сомнения он оставляет в Гефсиманском саду и без страха идет до конца навстречу своему предназначению. Картины художника стали появляться в Петербурге регулярно: их снимали с выставок, подвергали беспощадной цензуре и гонениям. Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей. О запрещенных картинах говорили, их обсуждали в газетах и вывозили за границу. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Ге становится апостолом нового искусства. Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство. Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура. 6 Построение полотна способно перевернуть традиционное представление понимания добра и зла, свети и тени. Пилат стоит в мощном потоке солнечного света, тогда как Христос кажется, напротив, погруженным во мрак. Но если внимательнее рассмотреть полотно, можно увидеть, что прокуратор стоит против солнца и лицо его погружено во мрак. Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. Лицо измученного пытками Христа, напротив, освещено, его одежды при пристальном взгляде окрашиваются в пурпурные цвета, а вокруг всей фигуры появляется божественное сияние. Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело. Понятно, что церковь не приняла такой взгляд. Ее шокировал образ Христа, который абсолютно не соответствовал многовековой традиции изображения Спасителя как совершенного духовно и прекрасного внешне человека. Третьяков сначала отказался покупать картину, но после гневного, но аргументированного письма Толстого, в котором он пожурил мецената за «сбор навоза» и «отказ взять жемчужину», Третьяков изменил решение и приобрел картину. 7
«Голгофа» Ге осталась незаконченной. Публика увидела ее уже после
смерти мастера. Новаторская форма произведения с использованием любимого
приема противопоставления персонажей наполнена глубочайшим нравственным
смыслом. Сына Божьего отправляют на позорную смерть. Слева в поле
зрения вторгается рука, которая повелительным жестом подает сигнал к
началу казни. Иисус знает, через что должен пройти. Он исступленно
заламывает руки и поднимает глаза к небу, к Отцу. В Страстном цикле Ге
пишет и два варианта «Распятия», при взгляде на которые создается
угнетающее впечатление. |
|
Всего комментариев: 0 | |